посещение могил


Посещение могил верующих.
Посещение могил верующих, в особенности родных и зна-комых – это один из исламских принципов, оказывающий сози-дательное влияние на людей. Созерцание молчаливой долины кладбища, в которой погасает свет жизни людей, сотрясает души и сердца, а для размышляющих людей становится поучительным уроком. Такие люди говорят себе: «Эта временная жизнь, в конце которой будешь закопан в сырой земле, не стоит непристойных стараний», и в итоге, они изменяют программу своей жизни и мировоззрение и в их душах происходят глобальные преобразо-вания. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его), указывая на этот момент, сказал:
زُورُوا الْقُبُورَ فَإِنَّهَا تُذَكِّرُكُمُ بِالْآخِرَةِ
«Посещайте могилы, ведь поистине они напоминают вам о мире Ином».
Более того, паломничество к местам погребения великих людей является своего рода распространением самой религии и духовных статусов. Проявление внимания людей к могилам ве-ликих людей укрепляет эту мысль, что это их высокий мораль-ный дух стал причиной такой склонности людей, а иначе, сколько обладателей власти и богатства, но лишенных духовности погребены под землей, но которых никто не вспоминает.
Благородный Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его) в последние дни своей жизни пошел на кладбище Ба-ки‘ и попросил у Аллаха для ее обитателей прошения грехов, сказав:
أَمَرَنِي رَبِّي أَنْ آتِيَ الْبَقِيعَ وَأَسْتَغْفِرَ لَهُمْ
«Мой Господь повелел мне, чтобы я пришел на [кладбище] Баки‘ и попросил для них прошения грехов», – затем добавил: «Когда вы будете посещать их могилы, говорите:
السَّلاَمُ عَلَى أَهْلِ الدّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ يَرْحَمُ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ
"Мир вам, обитателям этой долины из числа верующих и мусульман. Да смилуется Аллах над нашими предшественниками и последующими за нами, и, поистине, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам"».
В сборниках хадисов о посещении могил Божьих праведни-ков и религиозных предводителей говорится как об одном из особо желательных и рекомендуемых действий. Имамы рода пророческого (мир им) постоянно посещали могилу Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его) и места погребения других предшествующих им Имамов и призывали своих после-дователей к подобным действиям.

К КОМУ МОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ О ПОМОЩИ? МОЖНО ЛИ ОБРАЩАТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ О ПОМОЩИ К КОМУ-ЛИБО КРОМЕ АЛЛАХА И ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТО ПРИЗНАКОМ МНОГОБОЖИЯ?

Некоторые из мусульман считают, что обращение за помощью к кому-либо помимо Аллаха, является многобожием. Последователи джафаритской религиозно-правовой школы считают, что с точки зрения разума и логики все люди, все существа и творения нуждаются в Боге. Священный Коран говорит: «О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах Богат, Преславен». В другом месте мы читаем: «Помощь только от Аллаха, Великого, Мудрого».
Кроме этого каждый мусульманин в молитве читает: «Только Тебе мы поклоняемся, и только у Тебя просим помощи» (сура «Аль-Фатиха» (Открывающая) - 1:5).
Все выше перечисленное, мы привели, чтобы наш ответ был более ясен. Просьба помощи помимо Аллаха представляется в двух случаях:
1. Когда человек обращается за помощью к другому человеку и не нуждается, а точнее, не надеется на помощь Аллаха, а полностью полагается и надеется на помощь этого человека. Здесь нет сомнений, что такое убеждение есть многобожие (ширк). Священный Коран говорит по этому поводу: «Скажи, кто тот, кто защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла или пожелает вам милосердия? Не найдут они себе помимо Аллаха ни покровителя, ни помощника!» (сура «Аль-Ахзаб» (Сонмы) - 33:17).
2. Когда человек просит помощи от другого человека, считая его созданием и творением Аллаха, который подобно просящему помощь, нуждается в Аллахе и не имеет независимости от Творца и помощь этого человека есть помощь, которую дозволил Аллах, то при этих условиях подобная помощь и посредство не является многобожием. Всевышний Аллах установил «посредства», при помощи которых человек может приближаться к Аллаху. Такое посредничество есть не что иное, как просьба помощи у Всевышнего и это посредничество становится основой и причиной прощения, и приближения к Творцу. В целом жизнь многих людей основана во многом на помощи других.
Таким образом, без помощи от этих «причин», суть человека приходит в беспорядок, и если внимательно проанализировать эту помощь, то можно легко заметить, что она от Аллаха, так же как прощение и удовлетворение нужд от Всевышнего.
Если земледелец, монотеист и знающий своего Господа будет брать помощь от внешних факторов, таких как земля, вода, воздух, свет, то он сможет вырастить различные сельскохозяйственные культуры. Эта помощь поистине дана ему Аллахом, т.к. это Он воздействовал на различные факторы, дав им силу и поддержку. Ясно, что такая помощь имеет полное единство с единобожием и монотеизмом. Священный Коран призывает нас брать помощь у различных факторов, таких как терпение и молитва. Всевышний Аллах говорит: «Просите помощь у терпения и молитвы». Ясно, что терпение и молитва являются делами людей, и мы должны прибегать к такой помощи. В Коране мы читаем: «Только тебе мы поклоняемся, и только у тебя просим помощи...». Следовательно, поклонение и такая помощь не имеют между собой ничего общего.
Часто возникает вопрос, является ли многобожием зов и обращение за помощью к кому-либо помимо Аллаха?
Обратимся за ответом на этот вопрос к Священному Корану. Многие священные айаты Корана указывают на запрет призыва кого-либо кроме Аллаха. Остановимся на некоторых из них. «Место поклонение – для Аллаха, поэтому не призывайте с Аллахом никого!» (сура «Аль-Джинн» (Джинны) - 72:18), а так же: «И не призывайте помимо Аллаха того, что не поможет тебе и не повредит! А если ты это сделаешь, то тогда ты будешь неправедным» (сура «Йунус» (Иона) - 10:106).
Некоторые считают, что призыв и обращение к кому-либо, подобно святым и праведникам на основании вышесказанных айатов, является многобожием.
 Для того, чтобы ответ был более ясен, необходимо остановиться на очень важном моменте, на значении слов «поклонение» и «призыв» (дуа). «Дуа» в арабском словаре в значении «звать, призывать, обращаться к кому-либо», «ибадат» (поклонение) – в значении «поклонения кому-либо», и ни в коем случае нельзя эти два разных значения соединять в один смысл. То есть невозможно сказать, что слова призыв и поклонение одинаковы по смыслу.
1. В Священном Коране слова «дуа» (призыв) ни в коем случае не может быть близким по значению и смыслу со словами «поклонение». В Коране мы читаем: «Он сказал: "Господь мой, я звал (дуа) свой народ ночью и днем, но мой призыв только увеличил их бегство"» (сура «Нух» (Ной) - 71:5). Можно ли сказать, что Нух (ДБМ) поклонялся своему народу ночью и днем? Прибегаем к Всевышнему Аллаху от такого значения и понимания…
Поэтому нельзя сказать, что слова «поклонение» и «призыв» одного значения и смысла. И если кто-то обратится к его светлости Посланнику Аллаха (ДБАР), то этот человек поклоняется Пророку Ислама (ДБАР), а не Аллаху?
2. В вышеперечисленных айатах Корана значение «дуа» (призыв) имеет универсальное значение. Оно означает и поклонение, однако относится к идолопоклонникам. Нет сомнений, что смирение перед идолами и поклонение им, а так же взывание к ним (дуа) и обращение к ним за помощью, так как язычники считали их имеющими особое место и положение у Аллаха, посредством которых они (язычники) могли бы, по их убеждению, получить счастье и благо – все это есть большой грех и многобожие.
Священный Коран говорит по этому поводу: «Мы их не обижали, но они сами себя обидели и не от чего не спасли их боги, к которым они взывали помимо Аллаха, когда пришло повеление твоего Господа. Они только усилили их гибель» (сура «Худ» -11:101). На этом основании мы говорим, что эти айаты не относятся к теме нашей дискуссии, так как мы имеем ввиду помощь одного раба Аллаха другому, то есть не являющегося для просимого помощь ни божеством, ни подобным этому, считая его лишь приближенным к Богу рабом, которого Господь сделал Посланником или имамом.
В Коране мы читаем: «А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха, и попросил бы для них Посланник Аллаха, они бы нашли, что Аллах Прощяющий, Милосердный» (сура «Ан-Ниса» (Женщины) - 4:64).
Из вышеприведенных айатов Корана ясно, что значение дуа не имеет только значение просьбы, а имеет также значение поклонения. На этом основании в одном айате после слов призыва (просьба), «дуа» используется в значении поклонения. В Коране мы читаем: «И сказал ваш Господь: "Зовите Меня, и Я отвечу вам, поистине, которые превозносятся над поклонением Мне – войдут они в Ад на вечное пребывание"» (сура «Гафир» (Прощающий) - 40:60).
В этом священном айате Корана, в начале использовано слово «уд-уни» (поклоняйтесь мне) в значении поклонения, следовательно «дуа» призыв, просьба имеет двойное значение.
Из всего вышесказанного мы сделаем следующее заключение: основная цель священного Корана в этих айатах, призыв к отстранению от дуа язычников, которые своих идолов ставили в сотоварищи Богу, считая их полными распорядителями в отдельных делах и заступниками перед Аллахом. У таких идолов язычники просили помощь, заступничество и защиту, считая, что эти идолы подобно “маленьким” богам, которые могли, по мнению язычников, совершать дела, подобные делам Бога. Язычники имели убеждение, что Аллах многие из своих дел, относящихся к этому и потустороннему миру возложил на идолов. Какое отношение имеет айат Корана к просьбе о помощи и зову к праведной душе, неужели и они могут так же относиться к сказанному айату? В Коране мы читаем: «Места поклонения – для Аллаха, поэтому не призывайте с Аллахом никого» (сура «Аль-Джинн» (Джинны) – 72:18).
В этом айате имеется значение только поклонение, т.к. многие невежественные арабы поклонялись идолам, или ангелам, или джиннам. И этот айат призывает отстраниться от того, что люди считают подобным Творцу. И нет сомнений, что такое обращение есть ширк, многобожие. Однако какое отношение может иметь этот айат к призыву праведников и святых? Возможно, что призыв святых Аллаха, только во время их жизни был дозволенным, однако же, после их смерти будет многобожием?
В ответ на это мы скажем:
Чистые и непорочные души рабов Аллаха, подобно душам Пророка Ислама (ДБАР) или непорочным имамам (ДБМ) на основании Корана живы, находясь в положении выше, чем мученики за веру, и продолжают жизнь в мире барзах. Просьба о помощи и поддержке у них не является многобожием, мы посещаем их могилы, но не из-за поклонения им, а по причине уважения и большого внимания к их личностям. Их жизнь и смерть не может быть чем-то подобно сотовариществу Господу.