Женщина и мужчина, у которых для заключения брака нет никаких шариатских препятствий (таких как кровное или молоч-ное родство и т.д.), после назначения махра и определения срока могут заключить между собой брак, а по истечению срока, без прочтения формулы о разводе, разойтись друг с другом. Также, если у них родится ребенок, то он их законный ребенок, и от обо-их получает наследство. Женщина же, после прошествия уста-новленного срока, должна соблюдать шариатское идда , если она окажется беременной, то должна воздержаться от брака с кем-либо, до тех пор, пока не родится ребенок.
Временный брак, по своей сути, сходен с постоянным бра-ком, и все законы, что предписаны для постоянного брака, так же относятся и к временному браку. Важными отличительными чер-тами между этими двумя видами брака являются:
1. Установление определенного срока во временном браке;
2. Отсутствие выплаты нафака в нем.
Существуют и другие отличительные черты между этими двумя браками, но они настолько незначительны, что не создают особой разницы. В виду того, что Ислам, самая последняя и со-вершенная религия, то и для устранения проблем, влекущих за собой половой кризис, установил определенные предписания. Представим молодого человека, который учится или работает за границей, и не имеет возможности заключить постоянный брак. Как ему поступить в таком случае? Разумеется, такому человеку придется выбирать одну из трех дорог:
1) воздержание и лишение себя плотских наслаждений;
2) вхождение в незаконные связи с распутными и больными женщинами;
3) находясь в стесненных условиях, воспользоваться вре-менным браком с добродетельной женщиной, что устранит про-блему и не создаст больших растрат.
Понятно, что в приведенном выше примере для такого че-ловека четвертой дороги, которой он мог бы воспользоваться, не существует (конечно, это вовсе не означает, что временный брак относится только к таким случаям, но, в то же самое время, по-добные обстоятельства могут указать на глубокомыслие ислам-ского фикха в постановлении такого закона).
Кроме того, следует обратить внимание, что законоведы других исламских течений также подтверждают один из видов постоянного брака, являющийся, в сущности, тем же временным браком. Мужчина и женщина заключают между собой акт посто-янного брака, хотя один из них или оба знают, что через некото-рое время, совершив развод, расстанутся друг с другом. Разреше-ние такого вида брака равноценно разрешению на временный брак, разве что они отличаются названием.
Книга Аллаха и Сунна Пророка (да благословит Аллах его и род его) указывают на законность временного брака – мут’а. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
﴿...فَمَا اسْتَمْتَعْتُمْ بِهِ مِنْهُنَّ فَاَتُوهُنَّ اُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً...﴾
«…A зa тo, чeм вы пoльзyeтecь oт ниx, дaвaйтe им иx нaгpaдy пo ycтaнoвлeнию…» – сура «Ан-Ниса» (Женщины) - 4:24.
Большинство комментаторов Корана согласны с тем, что этот айат был ниспослан по поводу временного брака. Без всяко-го сомнения, такой вид брака в Исламе являлся законным. И если есть разногласия, то они касаются сохранения или аннулирования его законности. Хадисы обоих течений указывают на то, что этот закон (во времена Пророка) не был аннулирован, и лишь по некоторым причинам, во времена правления второго халифа, исполнение этого закона было остановлено. Сама речь халифа указывает на то, что брак мут’а во времена Пророка был разрешенным и распространенным делом, и единственной причиной этого запрета было его личное мнение. Он сказал:
أَيُّهَا النَّاسُ ثَلاَثٌ كُنَّ عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ أَنَا أَنْهَى عَنْهُنَّ وَأُحَرِّمُهُنَّ وَأُعَاقِبُ عَلَيْهِنَّ، وَهِيَ: مُتْعَةُ النِّسَاءِ، وَمُتْعَةُ الْحَجِّ، وَحَيَّ عَلَى خَيْرِ الْعَمَلِ
«О Люди! Во времена Посланника Аллаха были распро-странены три вещи, и я запрещаю их, и любого совершившего их подвергну наказанию. Эти три вещи: временный брак, мут’а хаджа и "хаййа ‘аля хайрил ‘амал" (торопитесь совершить бла-гие деяния) ».
Удивляет здесь то, что запрет халифа относительно первого и последнего до сих пор остается в силе, а мут’а хаджа, вопреки воли халифа, совершается всеми мусульманами мира.
Ясным свидетельством тому, что Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его) не запрещал временный брак, служит предание, приводимое Бухари от ‘Имрана ибн Хасина: «Айат о временном браке был ниспослан в Книге Аллаха и мы поступали соответственно этому айату вместе с Посланником Аллаха, и не было ниспослано ничего в Коране, что бы запрети-ло это, а также он (т.е. Посланник Аллаха) не запретил его вплоть до самой смерти, сказал мужик по своему мнению, что захотел» (подразумевается Умар ибн аль-Хаттаб).
Мы убеждены: В шариате существуют два вида брака: постоянный, неограниченный временем, и временный, срок которого обговаривается сторонами при заключении брачного договора. Временный брак является дозволенным видом брака, все шариатские положения о котором подробно рассмотрены в исламской правовой литературе.
Во многом временный брак подобен браку постоянному. Например, так же, как в постоянном, во временном браке мужчина должен дать своей супруге подарок, который в шариате называется «махр». В этом виде брака мужчина и женщина несут определённые обязательства друг перед другом. Дети, родившиеся во временном браке, обладают всеми правами, которыми обладают дети, появившиеся на свет в постоянном браке, и они не ущемлены в каких-либо правах. После окончания временного брака женщина должна соблюсти идду , так же как должна соблюсти её женщина после расторжения постоянного брака. Иными словами временный брак есть некий вид постоянного брака, со всеми его особенностями и условиями.
Однако между этими двумя видами брачного союза всё же есть некоторые различия. Например, во временном браке мужчина не обязан содержать свою супругу. Также муж и жена, состоящие во временном браке, не являются шариатскими наследниками имущества друг друга. Но дети, рождённые в этом браке, наследуют имущество своих родителей.
В своих утверждениях о законности временного брака прежде всего мы основываемся на Священном Коране, в котором говорится: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них (женщин), давайте им установленное вознаграждение». Большое число составителей сборников хадисов и комментаторов Корана указали в своих трудах на то, что данный аят был ниспослан в связи с временным браком.
Многие суннитские составители сборников хадисов включили в них предания, в которых говорится, что во времена жизни посланника Аллаха (с) временный брак был законным положением и его практиковали сподвижники пророка.
Часть исламских учёных (особенно представители суннитского мазхаба) считают, что временный брак был дозволен в эпоху посланника Аллаха (с), но затем он сам же и запретил его. Однако другая часть учёных (шиитские учёные и группа суннитских учёных) не согласны с этим; они говорят, что посланник Аллаха никогда не запрещал временный брак, его законность продлится до скончания миров, а запретил этот вид брака халиф Умар ибн Хаттаб, исходя лишь из собственного мнения. Умар сказал однажды: «Две вещи были дозволены во время жизни посланника Аллаха, но я запрещаю их, и накажу тех, кто будет продолжать совершать их. Это временный брак и…»
Бесспорно, что относительно законности данного шариатского положения среди последователей различных суннитских правовых школ имеются разные мнения, также как они имеются и в других положениях шариата. Часть суннитов считают, что временный брак был запрещён самим пророком Ислама, часть придерживается мнения, что на этот брак запрет наложил халиф Умар, и третья часть суннитов полностью отрицает законность временного брака, утверждая что подобный брак никогда не практиковался в эпоху пророка и сподвижников. Однако шиитские учёные имеют относительно этого вопроса единое мнение; все шииты убеждены в том, что посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) никогда не отменял законность временного брака, а после его смерти никто не имеет права отменять какое-либо шариатское положение.
Мы утверждаем, что временный брак способен разрешить многие трудности людей, особенно это касается нашего времени, когда брачный возраст становится выше, и люди не могут заключать ранние браки в силу материальных затруднений. Верный подход к данному шариатскому положению даст ответ на многие общественные и социальные вопросы, с которыми сегодня столкнулось человечество. А противодействие и борьба с временным браком повлекут за собой дальнейшее моральное и нравственное разложение. Однако практика временного брака должна отвечать всем шариатским условиям, о которых сказано в исламской правовой литературе; временный брак не должен использоваться в корыстных и низменных целях. Мы противники подобной практики. И если кто-либо использует временный брак в отрицательных целях, то не следует бороться с самим временным браком, который является шариатским положением, а следует бороться с его практикой в отрицательных целях.
Ваххабиты объявили войну шиитскому временно-
му браку «мутъа», который заключается с обоюдного со-
гласия обеих сторон. Они считают, что этот брак является
распутством, но в то же время они объявили дозволенной
новую (бидъа) форму брака, которую называли «завадж
мисьяр» («брак путника»). Этот вид брака открыто
пропагандируется в КСА, в газетах и журналах публику-
ются соответствующие фетвы. В частности журнал «Аль-
Арабия», издаваемый в эр-Рияде, в 232 номере за 1417(1997г.) под заголовком «Спрашивайте у знатоков» опуб-
ликовал фетву Ибн База..Ясным свидетельством тому, что Пророк Мухаммад не запрещал временный брак, служит предание, приводимое Бухари от 'Имрана ибн Хасина: «Айат о временном браке был ниспослан в Книге Аллаха и мы поступали соответственно этому айату вместе с Посланником Аллаха, и не было ниспослано ничего в Коране, что бы запрети-ло это, а также он (т.е. Посланник Аллаха) не запретил его вплоть до самой смерти, сказал мужик по своему мнению, что захотел» (подразумевается Умар ибн аль-Хаттаб). Сахих», аль-Бухари т. 6, стр. 27, в разделе «Тафсир», айат 196, суры «Аль-Бакара» (Корова).
сахих муслим стр:412 хадис :1405-1 прыл джабир ибн абдулла для .....и затем упомянул муту( временный брак) и он сказал:да. мы мсоверали муту при жизни посланника Аллаха, мир ему , а также Абубакр и умар ибн хаттаб! вопрос: умар ибн хаттаб и Абубакр совершившая зина (прелюбодеяние)????
Ответ на критику временного брака
Критика 1: Браки в Исламе заключаются для того, чтобы супруги приобретали душевный покой и воспитывали потомство. Душевный покой и воспитание детей осуществимы в случае заключения брака на всю жизнь. Эти задачи во временном браке неосуществимы, так как главной целью временного брака является удовлетворение физических потребностей.
Ответ: Нет никаких сомнений в том, что браки в Исламе заключаются для душевного покоя и гармонии супругов, а также для воспитания доброго и благочестивого потомства. Однако не следует утверждать, что заключение браков в исламской религии преследует лишь эти две цели. Помимо них одной из основных целей исламского брака является дозволенное удовлетворение полового инстинкта мужчины и женщины, что в свою очередь влечет за собой снижение в обществе греха и морального разложения. Всевышний Аллах вложил в человека половой инстинкт и повелел ему верно использовать его, а верное использование полового инстинкта возможно только в шариатском браке, который в Исламе делится на два вида. Если мусульманин по каким-либо причинам не в состоянии заключить постоянный брак, то Ислам разрешает ему заключить брак временный. Ибо в его случае временный брак остается единственным дозволенным способом удовлетворить свои естественные потребности. Мудрый Аллах не возлагает на человека непосильные обязанности, которые тот не в состоянии соблюсти.
Многих людей, которые не имеют правильного представления о временном браке, смущает следующий факт. Им кажется, что дозволенность временных браков может дать зеленый цвет разного рода нечестивцам и распутникам, которые не приемлют возможностью использовать данный вид брака в своих мерзких целях. Существование таких нечестивцев служит причиной того, что в глазах некоторых людей размывается граница между временным браком с одной стороны и развратом с прелюбодеянием с другой. К сожалению, подобное иногда происходит. Однако тут не нужно упускать из виду то, что временный брак, как и все остальные положения исламской религии, в первую очередь установлен для благочестивых и богобоязненных верующих, ответственных за свои деяния и поступки. Богобоязненный верующий не станет использовать данное положение исламской религии в каких-либо мерзких целях, он не будет уподобляться распутнику, предаваясь разврату направо и налево. Богобоязненный человек, если и заключит временный брак, то сделает это, соблюдая все положения шариата и нормы приличия. А распутник будет предаваться разврату независимо от того, убежден он в дозволенности временного брака или нет. Поэтому ни в коем случае не следует критиковать данный вид брака, если несколько нечестивцев посредством него станут воплощать в жизнь свои похотливые желания. Этого не следует делать так же, как не стоит критиковать институт исламского многоженства, если несколько безответственных молодых людей обманом взяли себе вторых или третьих жен, а затем бросили их на произвол судьбы. Или как не следует осуждать исламское положение, призывающее мусульман давать своим братьям в долг, если кто-то воспользуется этим, наберет взаймы у большого количества мусульман, а потом исчезнет, даже не думая возвращать долги.
Критика 2: Временный брак сводит на нет достоинство и положение женщины, превращая ее в наемницу для удовлетворения мужчины.
Ответ: Критика безосновательна, ибо временный брак в исламской религии подобен постоянному браку, за исключением ряда положений, которые подробно описаны в трудах шиитских факихов. Женщина, заключая временный брак, получает такой же махр, который причитается женщине при заключении постоянного брака. В данном положении между двумя видами брака нет существенной разницы. Заключение брака (и постоянного, и временного) не является одним из видов финансового или имущественного соглашения, а является священным союзом между мужчиной и женщиной, который они заключают без принуждения по взаимному согласию. А махр, который мужчина при этом должен отдать женщине, обязал его платить сам Всевышний Аллах, о чем сказано в Священном Коране и многочисленных пророческих хадисах.
Также не нужно забывать, что половой инстинкт присущ не только мужчине, но и женщине. Те люди, от которых исходит данная критика временного брака, изначально смотрят на женщину как на средство удовлетворения различных прихотей мужчины. Поэтому свое отношение к женщине эти люди пытаются таким образом перенести на плоскость временного брака, осуждая и критикуя его. В то время как институт временного брака наилучшим образом сохраняет достоинство и положение добропорядочной женщины, которой Аллах даровал возможность дозволенным путем и по собственной воле удовлетворять свои естественные потребности, не впадая при этом в грех. К примеру, живет в неком городе состоятельная вдова, не испытывающая никаких материальных затруднений и в данный момент не имеющая возможности связать свою жизнь узами постоянного брака. Или же она не встретила достойного мужчину, с которым хотела бы сделать это. Или же ее взрослые дети по каким-либо причинам не желают видеть свою мать замужем за другим человеком. В таком случае заключение временного брака остается для нее самым оптимальным средством удовлетворения своих естественных потребностей, на наличие которых пытаются не обращать внимания лица, всеми способами критикующие институт временного брака.
Критика 3: Временный брак становится причиной появления детей, которые будут лишены родительской ласки и полноценного семейного воспитания. Такие дети обычно пополняют ряды преступников и грешников.
Ответ: Причиной появления подобных детей становится не заключение временных браков, а безответственная позиция родителей в отношении своих детей. Если отец или мать являются легкомысленными людьми, не задумывающимися о будущем своих детей, то конечно же вероятность того, что в будущем они не станут благочестивыми членами общества очень высока. В данном случае нет никакой разницы между временным и постоянным браком. Дети, рожденные во временном браке, являются такими же законнорожденными и обладателями всех прав, как и дети, появившиеся в постоянном браке. И шариат обязывает родителей воспитывать своих детей наилучшим образом, а также обеспечивать все их необходимые потребности.
Также необходимо обратить внимание читателя на следующее. Несмотря на то, что на заведение потомства во временном браке не налагается запрет, мужчина и женщина в этом виде брака имеют право без уведомления друг друга предохраниться от нежелательной беременности. В постоянном браке многие исламские ученые дозволяют предохраняться только с согласия обеих сторон. Это положение временного брака способно свести на нет возникновение вероятных трудностей, о которых было сказано в данной критике.
Критика 4: Заключение временных браков может привести к тому, что с течением времени отцы и матери не будут знать в лицо своих детей, или браться и сестры не будут знать о существовании друг друга. В таких ситуациях возрастает вероятность заключения браков между кровными родственниками.
Ответ: Ни в коем случае не нужно возводить подобную клевету на институт временного брака, который, как и все остальные предписания исламской религии, прежде всего направлен на урегулирование жизни благочестивых и богобоязненных верующих. Если сказанное в данной критике и осуществится, что маловероятно, то виной этому будет не временный брак, а беспечность и безответственность родителей, не придавших должного значения будущему своих отпрысков.
Критика 5: В случае дозволенности временного брака родители не будут уверены в благочестии и целомудрии своих дочерей, так как возрастет вероятность того, что дочери станут заключать такие браки без разрешения родителей.
Ответ: Девушка, не бывшая прежде замужем, не имеет права заключать брак без разрешения своего опекуна, кем обычно является ее отец или дед со стороны отца. Данное положение одинаково относится к постоянному и временному браку. По этой причине несостоятельность данной критики вполне очевидна. В шиитских сборниках хадисов имеется огромное количество хадисов, в которых сказано о запрете заключения временного брака с девственницей без разрешения ее опекуна, даже в том случае, если временный брак будет заключен не для интимной близости, а для каких-либо других целей.
Имам Риза (да будет мир с ним) говорил: «Девственница не должна вступать во временный брак без разрешения своего отца» (Васаиль аш-шиа, т.14, стр.458).
Об этом же сказано в хадисе от Имама Садыка (да будет мир с ним): «Девушка, имеющая отца, не должна вступать во временный брак без его разрешения» (Васаиль аш-шиа, т.14, стр.459).
Кстати, данную критику можно направить и в адрес ряда суннитских ученых, которые дозволяют девственницам заключать постоянные браки и браки мисйар без согласия своих опекунов.
Критика 6: В 33-ем аяте суры «Свет» сказано: «Пусть соблюдают целомудрие те, которые не находят возможности вступить в брак, пока Аллах не обогатит их из Своей милости». Если мусульманин не имеет возможности заключить брак, то он должен терпеливо ждать, соблюдая при этом целомудрие, пока Всевышний Аллах не дарует ему возможность заключить постоянный шариатский брак. Если бы Аллах дозволял временный брак, то Он не призывал бы мусульман к целомудрию, а предписал бы им заключение временного брака.
Ответ: Временный брак является таким же обоснованным шариатом положением, как и брак постоянный. Поэтому данный аят предписывает соблюдение целомудрия тем мусульманам, которые не имеют возможности заключить постоянный брак, а также по каким-либо причинам лишены возможности заключить временный брак. Этому аяту можно дать и иное толкование. Те из мусульман, кто не обладает возможностью заключить постоянный брак, должны соблюсти целомудрие. А целомудрие заключается в том, чтобы удовлетворить свой половой инстинкт дозволенным путем, то есть посредством временного брака, а не в том, чтобы пытаться заглушить свои инстинкты, что сделать попросту невозможно.
Критика 7: Временный брак практиковался многобожниками в доисламскую эпоху, а с приходом Ислама был постепенно упразднен.
Ответ: Данная критика является очередной попыткой выдать желаемое за действительное. Исходит она из уст тех, кто нашел в своих сборниках хадисов множество свидетельств того, что во времена Посланника Аллаха мусульмане практиковали временные браки. Поэтому они пытаются дать объяснения, которые с одной стороны подтвердят их убеждения относительно запрета временного брака, а с другой стороны разъяснят, почему в их книгах присутствуют подобные хадисы. Однако объяснение, заключающееся в том, что временный практиковался в доисламскую эпоху, а с приходом Ислама был упразднен, не имеет под собой документальной основы. В Священном Коране есть аят о дозволенности временного брака, о чем сказано в многочисленных суннитских и шиитских комментариях к Небесному Писанию, но нет аята отменяющего его.
Как говорил Имран ибн Хасын: «Посланнику Аллаха был ниспослан аят о временном браке, и не было ниспослано аята, упраздняющего его. Посланник Аллаха повелевал нам придерживаться данного указания и в его эпоху мы заключали временный брак. Посланник Аллаха покинул этот мир, и он не запрещал нам заключение временного брака» (Сахих, Бухари, т.2, стр.168, а также т.6, стр.33; Сунан, Насаи, т.5, стр.155).
Ни в одном сборнике хадисов и ни в одном из трудов ранних исламских ученых не говорится о постепенном упразднении временного брака. Никто из исламских историков и исследователей не писал о распространении среди арабов-язычников подобного вида брака. Арабы в доисламскую эпоху совершали прелюбодеяния, брали себе в жены бесчисленное количество женщин, совершали множество других деяний, которые впоследствии были запрещены или исправлены Посланником Аллаха, но никогда они не заключали временных браков. Если бы это было не так, то мы были бы свидетелями существования огромного количества документальных источников, подтверждающих данную тему. К примеру, пьянство в исламской религии упразднялось постепенно, этап за этапом, ибо арабы в доисламскую эпоху погрязали в пьянстве. На первом этапе было сказано, что пьянство это мерзость, затем было сказано, чтобы мусульмане не становились на молитву в нетрезвом состоянии. А на последнем этапе было ниспослано откровение, навсегда наложившее запрет на употребление опьяняющих напитков. Подтверждение постепенному упразднению пьянство мы можем обнаружить как в Коране, так и в сборниках хадисах и трудах практически всех исламских историков. Но мы никогда не найдем подобного подтверждения относительно постепенного упразднения временных браков, так как временный брак не является языческой традицией эпохи невежества, а является шариатским положением, упомянутым в последнем небесном откровении.
Критика 8: В шиитских сборниках хадисов существует множество свидетельств того, что временные браки запрещены, а шиитские имамы не дозволяли своим последователям заключать их.
Ответ: Снова притязание, лишенное всяких обоснований. Данная критика в основном исходит от тех, кто всеми способами пытается выставить шиитов в неприглядном свете, не гнушаясь при этом подтасовывать факты в свою пользу. Этим они стремятся воздействовать на умы людей, чтобы у тех появилось негативное отношение к временному браку в частности и всему шиитскому учению в целом.
Например, они говорят, что в «Аль-кафи» есть хадис, в котором Имам Садык обращается к двум своим последователям: «Я запрещаю вам заключать временный брак». Вооружившись этим хадисом, они утверждают, что сами шиитские имамы не дозволяли шиитам заключать временные браки. Но давайте взглянем на этот хадис так, как его на самом деле передал Кулейни. Кулейни передает слова Аммара, сказавшего: «Имам Садык обратился ко мне и Сулейману ибн Халиду со словами: «До тех пор, пока вы двое находитесь в Медине, я запрещаю вам заключать временный брак, так как вы часто наведываетесь в мой дом. Поэтому я опасаюсь, что вас арестуют, сказав: «Они последователи Джафара Садыка» (Аль-кафи, т.5, стр.467). Как видите, в хадисе не говорится об абсолютном запрете временного брака. В хадисе говорится о том, что Имам Садык предостерег таким образом своих друзей, чтобы государственный аппарат тех времен, с подозрением и недоверием относившийся к имамам из пророческого рода, не причинил им ненужных неприятностей.
Критика 9: Шиитские ученые, говоря о разрешенности временного брака, опираются на слабые, сомнительные и недостоверные хадисы, а также пытаются истолковать в свою пользу некоторые аяты Священного Корана.
Ответ: Ну какие же это сомнительные и недостоверные хадисы, если они имеются в самых авторитетных суннитских сборниках хадисов, таких как Сахих Бухари и Сахих Муслим. Часть этих хадисов уже была приведена в предыдущей главе «Временный брак в Исламе», поэтому не будем повторяться. А по поводу того, что отрывок из 24-ого аята суры «Женщины» был ниспослан относительно дозволенности временного брака, говорится во множестве суннитских комментариях к Корану, где сами их авторы, такие как Джалалуддин Суюти, Ибн Касир, Шахабуддин Алуси, Табари подтверждают это. Следует заметить, что в дебатах относительно дозволенности временного брака (да и во всех других случаях) шииты не опираются на труды шиитских ученых, а все свои доказательства приводят из трудов авторитетных суннитских ученых.
Обратите внимание на следующий хадис, который Бухари и Муслим привели в своих сборниках в «Книге брака». Некоторые из сподвижников говорили: «Мы принимали участие в военных походах под командованием Посланника Аллаха, и не было с нами наших жен. По этой причине мы обратились к Пророку: «Должны ли мы оскопиться?» Но он запретил нам делать это, и велел заключать временные браки даже за одну одежду, сказав при этом: «Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас».
Из данного хадиса, включенного в самые авторитетные суннитские сборники, следует, что Посланник Аллаха велел своим сподвижникам заключать временные браки. При этом он сослался на 87-ой аят суры «Трапеза», указав, что временный брак является дозволенным благом Аллаха для верующих. Могут ли после этого оставаться сомнения в дозволенности временного брака и в его шариатском обосновании в Коране и сунне Посланника Аллаха?
Критика 10: Временный брак никогда не был дозволен в исламской религии и шииты врут, когда говорят о том, что в Коране или сунне Посланника Аллаха сказано о дозволенности этого вида брака.
Ответ: Данная критика даже не достойна того, чтобы отвечать на нее. Ибо исходит она или из уст абсолютного невежды, не обладающего малейшей информацией об истории Ислама, хадисоведении и комментариях Священного Корана, или же за этой критикой стоят лица, целенаправленно и намеренно наводящие клевету на шиитов.