салафитский мифы

Мнение исследователей касательно Абдаллы ибн Сабы

Существует три основных мнения касательно появления и деятельности Абдаллы ибн Сабы.

1. Мнение, которого придерживаются некоторые исследователи, и это то, что Абдалла ибн Саба был в действительности и эта личность не выдумка, и он действительно принёс большой вред и смуту в среду мусульман.

2. Мнение некоторых из шиитских исследователей, отрицающих существование такой личности, и что, мол, эта личность выдумка врагов шиитов.

3. Мнение о том, что Абдалла ибн Саба был в действительности, но он не имел такой обширной деятельности и не имел сильного влияния среди мусульман, уже не говоря о том, что он, якобы, был основателем какого-либо движения и оппозиции существующей власти.
А) Среди тех, кто считал, что Абдалла ибн Саба был и существовал в действительности и имел большое влияние на умы мусульман, особенно его особая роль в войнах «Джамаль», «Саффайн», были такие личности как:
1. Хасан Ибрахим Хасан «Тарих аль Ислам ас-Сияси», том 1, стр. 358
2. Ахмад Амин Мисри «Фаджр аль Ислам», стр. 269
3. Ахмад Шабли «Муасасату Тарих аль Ислам», том 1, стр. 627
4. Аббас Махмуд Аккад (Уккад) «Абкарият Усман»
5. Абул Хусейн Мулти «Ат-Танбих ва Радд ала ахл аль Ахваи ва Бида», стр. 25
6. Сами Нишар «Нишат аль Фикр аль Филасафи филь Ислам», том 2, стр. 18
7. Мухаммад Абу Зухри «Аль Мазахиб аль Ислами», стр. 46
8. Ихсан Илахи Захир «Аш-Шиа ва Сунни», стр. 26
9. Каффари «Усуль Мазахиб аш-Шиа», том 1, стр. 78

Б) Среди тех, кто сомневался в некоторых аспектах, вокруг этой личности были
1. Таха Хусейн Мисри. Он, в частности, говорит: «На мой взгляд, те, кто придавал большую роль личности Абдалле ибн Сабе, сильно переусердствовали, ибо первое, что бросается в глаза это то, что не существует ни одного достоверного предания в книгах по хадисам о политической деятельности этой личности. В частности в книге «Табакат» ибн Саад, «Ансаб Ашраф» Балазари ничего не упоминается об этом, в то время как ему приписываются большие смуты и раздоры среди мусульман. Табари упоминает о деятельности Абдаллы ибн Саба и смуте от него, в предании от Сайфа ибн Умара («Аль Фитнату аль Кубра», стр. 132). Также он пишет: «Нет никаких сомнений, что враги шиитов в период правления династии умейядов (бани Умайя) и в период правления аббасидов (бани Аббас) этой личности стали придавать большое политическое значение. С другой стороны, враги мусульман стремились подорвать положение шиитов Али, чтобы тем самым посредством отнесения шиитов к иудаизму (Абдалла ибн Саба был иудеем до принятия Ислама) разрушить шиитскую школу, чтобы этим принести и вред всему исламскому миру. К сожалению как много лжи и обвинений в адрес шиитов» («аль Фитнату аль Кубра» стр. 134).
2. Мухаммад Аммаре Он в своей книге в частности пишет: «…только в одном источнике упоминается о истории связанной с Абдаллой ибн Саба, и то только по случаю того, чтобы привести другие исторические данные» («аль Халифат ва нишат аль Ахзаб аль Исамийя» стр. 151).
3. Хасан ибн Фархан Малики Он пишет: «Некоторые считают, что мы полностью отрицаем существование Абдаллы ибн Сабы, в то время как я уже в журнале «Рияз ва Макалат» указал на то, что такая личность в действительности была, но ясно указал то, что он (Абдалла ибн Саба) не играл серьёзную роль в событиях, связанных со смутой в период Усмана и его смерти» («Сахифат ар Рияз»).

В) Многие отрицали существование Абдаллы ибн Сабы, и таким образом, события, связанные с ним, не имели для них никакой значимости среди таких исследователей можно назвать:
1. Мухаммад Абд аль Хай Шаабан «Садр аль Ислам ва Даулат аль Исламийя»
2. Хишам Джаит «Джадалийят ад дин ва сияса филь Ислам» стр. 75
3. Ахмад Лавасани «Назарат фи тарих аль Адаб» стр. 318.
4. Саид Муртада Аскари «Абдалла ибн Саба ва Асатир аль ухра»
5. Ибрахим Махмуд «Аимату ва Сихрат ан Мусалайма Казаб ва Абдалла ибн Саба» стр. 192.
6. Абд аль Азиз Халаби «Абдалла ибн Саба дарасат ли ривайят ат-Тарихийя» стр. 71.
7. Ахмад Аббас Салих Мисри «аль Ямину ва Ясиру филь Ислам» стр. 95.
8. Али Дарди «Ваиз ас-Салатин» стр. 274.
9. Шайби «Ас Силату бейна Тасавуф ва ташайю» том 1 стр. 89.

Кто же был Абдалла ибн Саба? То, что касается достоверности относительно истории Абдаллы ибн Саба, это то, что он переходил рамки касательно достоинств и положения Имама Али пред Аллахом. В частности он говорил, что Али есть Аллах (на’узу Биллах!) что касается самого Абдаллы ибн Сабы, то он себя считал посланником Аллаха, то бишь Али (мир ему!). Касательно данной темы существуют достоверные предания от семейства посланника Аллаха о том, что Абдалла ибн Саба был, т.е. такая личность в действительности была и эта личность не вымысел. В частности Имам Саджад (да благословит его Господь!) говорит: «Возле меня кто-то упомянул о Абдалле ибн Сабе при упоминании, которого, всё моё тело сотряслось, поистине он говорил слова, выходящие за предел, да проклянёт его Аллах! Али был праведным рабом Аллаха и братом Его посланника. Он (Али) достиг таких великих достоинств, благодаря повиновению Аллаху и Его пророку». «Риджаль Каши» том 1 стр. 323. Имам Бакир говорит: «Абдалла ибн Саба объявил себя пророком, он считал, что Али это Аллах! Превелик Аллах от всего подобного, что Ему приписывают!» «Риджал Каши» том 1, стр. 323. Шейх Туси говорит: «Абдалла ибн Саба стал неверным, и перешёл рамки дозволенного» «Риджал Туси», раздел асхаб Али. Аламме Хилли говорит: «Он перешёл рамки дозволенного (стал гулат), он проклятый, он считал, что Али это и есть Аллах, а он посланник его, да проклянёт Аллах Абдаллу ибн Сабу!» «Халасат аль Акваль», стр. 236. Враги шиитов ссылаются на предания от Табари, и других учёных, которые в свою очередь привели эти предания от того же Табари.

Все эти предания в свою очередь четырьмя передатчиками «идут» от одного человека и это Сайф ибн Умар. Табари пишет: «Передаёт Шуайб от Сайфа он от Атийи….». (Тарих Табари том 3, стр. 378) Это же приводит Асакир в «Тарих Дамешк», Захаби «Тарих аль Ислам», ибн Аби Бакр «Ат-Тамхид аль Баян». Во всех этих преданиях приводится имя Сайфа. Мнение учёных о Сайфе ибн Умаре
1. Яхья ибн Му’ин говорит: «Его предания очень слабы, и не имеет никакой ценности».
2. Абу Дауд говорит: «Он бесполезен и его хадисы абсолютная выдумка».
3. Насаи автор «Сунан» пишет: «Он слаб, (в передаче хадисов), его предания не принимаются, он не является надёжным и верным».
4. Ибн Хатам говорит: «Его хадисы оставлены нашими учёными».
5. Ибн Адди говорит: «Он ложные хадисы относит к праведным людям (говорит, что они это сказали), его считают еретиком, также о нём сказали, что его хадисы ложь».
6. Хаким говорит: «Он обвинён в еретизме, и хадисы его не принимаются».
7. Хатиб Багдади: «Его признали не надёжным».
8. Абд аль Бирр: «Ибн Хайян сказал: «Его хадисы оставили, мы же привели его хадисы, чтобы знали его как ненадёжного».
9. Ибн Хаджар привёл группу слабых передатчиков среди них есть и имя Сайфа, причём сам ибн Хаджар пишет: «Среди них самый слабый Сайф».
10 Сайфуддин пишет: «Его считали слабым в передаче хадисов, Тирмизи приводит от него только одно предание». Помимо этого в санаде (передаче этого предания) кроме Сайфа есть такие личности как Атийя, Язид Факаси, которые подобно Сайфу не имели авторитета среди хадисоведов, прослыв как не надёжные и лживые.

Другим важным моментом является и то, что, обратившись к истории в период правления Усмана, мы увидим, что он очень строго обращался со всеми противниками, и никто не имел возможности открытого противостояния ему. Вопрос: Почему Абдаллу ибн Сабу считают основателем шиитского движения?
Ответ: 1. Шииты отличаются и отделяются от большинства мусульман тем, что они верят в завещание посланника Аллаха, касательно Али, «насс» ясных указаний на руководство Ахл аль Байт в Коране и Исмат – непорочность имамов дома пророка (мир им!). За неимением доводов против шиитских аргументов касательно руководства имамов рода пророка была и сфабрикована эта идея о том, что Абдалла ибн Саба является родоначальником идеи шиизма. Таким образом, сославшись на иудейские корни появления шиизма, можно было легко отстранять от шиизма простых людей.
2. Обратившись в ранний период в Ислам особенно в период правления Усмана, период правления имама Али (да будет мир с ним!) мы видим, что между сподвижниками посланника Аллаха были сражения и разногласия, и чтобы как-то сгладить эти противоречия необходимо было найти такую личность, которая была бы упомянута в истории, но не играла бы большой роли, чтобы затем все противоречия между сподвижниками «скинуть» на эту личность.
3. Цель скрыть истинные причины убийства Усмана, ибо, как известно он совершал много ошибок в правлении, что и послужило восстанием против него, как известно среди восставших против Усмана было много тех же сподвижников.ссылка